1. По статистическим данным перевозки грузов речным транспортом в Российской Федерации составляют чуть более 1 % от общего объема перевозок грузов всеми видами транспорта. Вместе с тем, в странах Евросоюза доля речного транспорта составляет 12 % и ставится задача к 2030 году довести объем этих перевозок до 16-17 %. Чтобы достичь уровня перевозок речным транспортом хотя бы до уровня 80-х годов прошлого века – 4 % — необходимо решить в государственном масштабе ряд проблемных вопросов:

Это, в первую очередь, ликвидировать ступенчатость глубин на внутренних водных путях, возродить Единую глубоководную систему Европейской части страны с глубинами на всем протяжении до 4-х метров;

Для Сибирских рек принципиально важным решением является поддержание глубин на реках на прежнем уровне – 80-х годов прошлого века, что позволит эксплуатировать основное ядро имеющегося флота с полной загрузкой. То есть, необходимо создание надежного водного пути на всех судоходных речных бассейнах. Этому будет способствовать выполнение программы строительства путейских судов и земснарядов и согласование на всех уровнях государственного управление строительства гидротехнических сооружение с обеспечением финансирования из госбюджета.

  1. Не менее важным является восстановление грузопотоков за счет переключения грузов на самый экономичный, самый экологичный, наименее энергоёмкий речной транспорт с автомобильного и железнодорожного транспорта. При чем, правовая база и научное обоснование этих действий подтверждены решением президиума государственного Совета в 2016 году в г. Волгограде и поручением Президента страны от 10 сентября 2016 г. По заказу Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России Государственным университетом морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова выполнена НИР по теме «Комплексное исследование вопросов повышения конкурентоспособности внутреннего водного транспорта и разработка научно обоснованных предложений по созданию механизмов переключения грузопотоков на внутренний водный транспорт», в которой убедительно показаны возможности переключения конкретных грузопотоков, по отдельным направлениям параллельным внутренним водным путям. Необходима только политическая воля и административное решение. В этих условиях недопустима демпинговая политика АО «РЖД», которая подрывает основы речного транспорта.
  2. Остаются не решенными ряд принципиальных вопросов, связанных с непомерно завышенными требованиями по транспортной безопасности. АПСРТ вносила неоднократно предложения по отмене обучения и аттестации экипажей судов с членами не более 3-х человек, тем более аналогичные предложения поддержаны Минтрансом РФ по автомобильному и железнодорожному транспорту. Дискриминации не должно быть в одном министерстве для различных видов транспорта. Также необходимо отменить Постановление Правительства № 686 от 18 июля 2016 года или внести в него изменения, которым предусмотрены излишние требования по транспортной безопасности к причалам, дебаркадерам, стоечным судам, расположенных на внутренних водных путях на удалении от базовых пунктов нахождения предприятий.

Например, в Ярославской области практически прекращена деятельность  паромной переправы с годовым количеством перевозимых пассажиров в населенном пункте Тутаево. Согласно требованиям к причалу, необходимые расходы на обеспечение транспортной безопасности превышают более трех миллионов рублей. Аналогичная ситуация и в Ханты-Мансийском округе, где посадка пассажиров осуществляется на линии Ханты-Мансийск – Салехард на 16 остановочных пунктах. При убыточности пассажирских перевозок таких средств и в судоходных компаниях и в муниципалитетах нет.

  1. Много было разговоров и обещаний по оказанию государственной помощи в период пандемии. Наиболее пострадавшими оказались компании, осуществляющие перевозки туристов на водных бассейнах, особенно ориентированные на иностранных туристов. Компании ООО «Пассажирский флот» и ООО «Ортодокс» не вводили ни одного судна в эксплуатацию весь навигационный период. Открытое акционерное общество «Московский туристический флот», несмотря на включение судоходной компании в отраслевой перечень системообразующих организаций и претендующее на предоставление в 2020 году мер государственной поддержки в соответствии с Постановлением правительства РФ № 651 от 10.05.2020 г., никакой финансовой помощи не получила. Из 16 круизных теплоходов в эксплуатацию на ограниченный период были введены 4 теплохода. ОАО «Мостурфлот» находится в крайне тяжелом состоянии. Высококвалифицированные специалисты плавсостава вынуждены покинуть компанию. Меры государственной поддержки в рамках Постановлений Правительства № 576 от 24.04.2020 г., № 696 от 16.05.2020 г., № 582 от 24.04.2020 г. и № 651 от 02.04.2020 г. не оказывались, банки отказали предприятию в получении льготных кредитов в рамках Постановления Правительства РФ от 04.2020 г. № 576, от 16.05.2020 г. № 696, от 24.04.2020 г. № 582.

Чтобы сохранить компанию необходимо принятие срочных решений на уровне Минтранса России и Правительства Российской Федерации.

По субсидированию перевозок на внутреннем водном транспорте в межрегиональном сообщении и в районах крайнего Севера, вопрос установления ставки НДС в размере 0 процентов на услуги речного транспорта неоднократно ставился АПСРТ в Минтрансе, в Агентстве, в Минфине. Но до сих порт не принято положительного решения. Ведь для начала хотя бы удалось выделить 1-1,5 млрд. руб. Это ведь социально значимые перевозки людей и вписываются в национальные цели, озвученные Президентом страны до 2030 года.