Директору Департамента

 государственной политики в области

морского и речного транспорта

Костину Ю. А.

2-02/79 от 05.06.2020г.

 

Уважаемый Юрий Алексеевич!

 

Ассоциация портов и судовладельцев речного транспорта направляет информацию о социально-экономическом положении организаций входящих в состав АПСРТ.

Несмотря на некоторые ограничения, связанные с пандемией коронавируса, речные порты и судоходные компании вошли в навигацию 2020 года в обычном порядке. Суда и портовая инфраструктура были отремонтированы, укомплектованы кадрами и приступили к перевозкам грузов на 1 – 2 недели раньше обычного. Было 2 – 3 сигнала, что представители Роспотребнадзора не разрешают вводить суда в эксплуатацию ссылаясь на ситуацию с пандемией. После разъяснений АПСРТ со ссылкой на Указ Президента и Постановление Правительства РФ запреты были сняты. Объем грузовых перевозок за 5 месяцев соответствует уровню перевозок за 5 месяцев 2019 года.

Наиболее пострадавшим видом деятельности оказались перевозки пассажиров судами на внутреннем водном транспорте. Около ста круизных судов отремонтированных и укомплектованных экипажами не смогли приступить к перевозке туристов в речных бассейнах из-за закрытия международного сообщения и прекращения передвижения граждан  внутри страны. До настоящего времени ни один теплоход не введен в эксплуатацию. Критическая ситуация складывается с обеспечением экипажей судов заработной платой в связи  с массовым возвратом туристических путевок приобретенных в 2019 году и первом квартале 2020 года. Только по компании ОАО «Мостурфлот» требования по возврату денег составили 50 млн рублей.

Распоряжением мера г. Москвы и губернатора Санкт-Петербурга запрещена эксплуатация судов до настоящего времени на внутригородских и пригородных линиях. Потери судоходных компаний оцениваются на 1 июня 2020 года около 1 млрд руб. Начался процесс увольнения членов экипажей судов. Каких либо мер поддержки судоходные компании не получили.

Число пассажиров на маршрутах в Ханты-Мансийском округе и других Сибирских бассейнах в эту навигацию уменьшилось на 18-20 процентов в связи с ограничениями передвижения населения из-за коронавируса. Предприятия несут невосполнимые убытки.

Предлагаем   Роспотребнадзору совместно с Минтрансом России незамедлительно определить дату начала действия круизных маршрутов в речных бассейнах и информировать об этом  судоходные компании, что позволит сократить  время подготовки судов к рейсам и своевременно оповестить туристов и исполнительных органов государственной власти о принятых решениях.

Минтрансу России, Минфину России  предусмотреть в III квартале 2020 года и последующие годы субсидирование пассажирских перевозок внутренним водным транспортом в межрегиональном сообщении,  в том числе в регионах Сибири и Дальнего Востока из федерального бюджета Российской Федерации, инициировать вопрос по установлению НДС на услуги по перевозке пассажиров в размере 0 процентов по аналогии с перевозками пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении и воздушном транспорте в межрегиональном сообщении.

Следует обратить внимание на сложную обстановку на внутренних водных путях в Волжском и Московском бассейне из-за аварийного состояния на Канале им. Москвы и затянувшегося решения по строительству Нижегородской плотины.

Сложным остается вопрос по снижению требований контрольно-надзорными органами к предприятиям реального сектора экономики, как это предусматривается в проекте федерального закона, представленным в Государственную Думу Правительством Российской Федерации и прошедшим первое чтение в Государственной Думе, которым предусматривается исключить дублирование исполнения контрольно-надзорных функций в отношении одного и того же субъекта различными контрольно-надзорными органами. Ни Минтрансом России ни Ространснадзором не внесено существенных предложений в рамках проводимой реформы контрольно-надзорной деятельности по реализации механизма «регуляторной гильотины», утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации 4 июля 2019 года №6100-П36, что не способствует более эффективной работе портов и судоходных компаний. Желательно бы обсудить этот вопрос на встрече Министра транспорта Российской Федерации с представителями профессиональных союзов 29 июня 2020г.