Дополнить пункт 1 статьи 164 налогового кодекса Российской Федерации подпунктом 4.1 следующего содержания: налогообложение производится по налоговой  ставке 0 процентов при реализации «услуг по перевозке пассажиров речным транспортом на межрегиональных и на социально-значимых маршрутах в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 года №239 перевозки пассажиров в городском, пригородном, местном сообщениях внутренним водным транспортом и на переправах государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке  Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В межобластном сообщении перевозки пассажиров до 2005 года субсидировались из Федерального бюджета. В связи с принятием Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» субсидирование из федерального бюджета транспортных транзитных маршрутов в межобластном сообщении было прекращено.

Несвоевременное возмещение убытков транспортным предприятиям региональными органами управления привело к резкому уменьшению перевозок пассажиров внутренним водным транспортом (в 1990году – 92 млн чел, в 2018 – 13,4 млн чел), а межобластные перевозки были прекращены в большинстве регионов страны. Тенденция уменьшения перевозок пассажиров сохраняется и на ближайшие годы. Повышение стоимости топлива и установление налога на добавленную стоимость в размере 20%  увеличивает издержки судоходных компаний, что в конечном итоге приводит к выводу из эксплуатации большого количества судов. Вместе с тем перевозки пассажиров имеют социальное значение для населения, особенно в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. У населения нет достаточных денег оплачивать повышенные тарифы, хотя бы на уровне рентабельности. В такой ситуации у судоходных компаний нет средств не только на обновление флота, но и на текущее содержание судов и причалов.

В ряде регионов и районов страны перевозки пассажиров речным транспортом являются безальтернативными в связи с отсутствием там автомобильного и железнодорожного транспорта.  В условиях бездорожья и отсутствия железных дорог пассажирские маршруты на внутренних водных путях являются практически единственным доступным для населения видом сообщения, которое позволит  обеспечит конституционное право граждан на свободу передвижения. Например, на маршруте от Ханты-Мансийска до г. Салехарда имеются 16 населенных пунктов, транспортное обеспечение населения которых возможно только водным транспортом. Аналогичное положение с транспортной доступностью на маршруте от районных центров Томской области до г. Нижневартовска, на протяжении всей реки Лены от г. Усть-Кута (Иркутская область) до г. Якутска (республика Саха-Якутия), от г. Красноярска до г. Дудинка в Красноярском крае.

Вместе с тем из-за убыточности перевозок пассажиров судоходные компании массово выводят суда из эксплуатации, тем самым населению приходится пользоваться непригодными и небезопасными средствами передвижения по речным бассейнам на моторных лодках. За последние 25 лет также не обновлялась инфраструктура для посадки и высадки пассажиров. В республике Саха-Якутия только 5 из 23 населенных пунктов созданы условия для безопасной посадки и высадки пассажиров. На оборудование всех остановочных пунктов требуется единовременные вложения более 250 млн рублей. Стоимость проезда на речных пассажирских судах сравнялась с тарифами на авиатранспорт. На линии Якутск – Олёкминск в Якутии протяженностью 627 км стоимость билета составляет 5900 рублей. На межрегиональном маршруте Нижневартовск (Ханты — Мансийский округ) – Каргасок (Томская область) при доходах 10718 тыс. рублей, расходы составляют 35726 тыс. рублей, т.е. требуется субсидия только на одной линии в размере 25008 тыс. рублей. По этой причине АО «Северречфлот» приостановило обслуживание этого маршрута.

Исходя из вышеперечисленного состояния с перевозками пассажиров в речных бассейнах станы необходима государственная поддержка в форме установления ставки налога на добавленную стоимость в размере 0% на услуги по перевозке пассажиров речным транспортом по аналогии с авиаперевозками на внутренних воздушных линиях и железнодорожном пригородном сообщении.