1. Положениями закона №16-ФЗ «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 г. (часть 4 ст.4) установлено право субъектов транспортной инфраструктуры, перевозчиков возлагать на персонал (экипаж) транспортных средств (ТС) обязанности по обеспечению транспортной безопасности транспортного средства в объеме, не препятствующем исполнению служебных обязанностей персонала, связанных с обеспечением безопасности перевозки. В  то же время, Требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации в соответствии с федеральным законом №16-ФЗ ( в частности Постановление Правительства РФ №678 от 16 июля 2016 г, которым утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта) предусматривают обязательное назначение на каждом ТС лица,  ответственного за обеспечение транспортной безопасности. В результате применения указанного требования  персонал ТС, включаются в силы обеспечения транспортной безопасности, что в соответствии с 16-ФЗ требует их специальной подготовки (минимум 20 часов) и аттестации, которые сводятся  главным образом к изучению практически бесполезных законодательных и организационных вопросов, представлять многочисленные документы в службу , на которую возложены функции по аттестации, По выдаче справок задействованы учреждения нескольких отраслей, на проведение аттестации затрачиваются огромные средства, особенно для тех лиц, которые дислоцируются вне зоны нахождения аттестующих организаций. Анализ показывает, указанные требования никак не снижают уровень террористических угроз.

Предлагается, пункт 4 статьи 4 Федерального закона №16-ФЗ « О транспортной безопасности»  дополнить абзацем следующего содержания: «субъект  транспортной инфраструктуры для транспортных средств утверждает инструкцию по действиям членов экипажа (согласованную со службой безопасности)  для конкретного транспортного средства (типа транспортного средства) при возникновении угрозы незаконного вмешательства».

В инструкции должны быть обозначены следующие действия экипажа.

В случае захвата судна капитану необходимо:

— объявить общесудовую тревогу;

— в светлое время суток включить ходовые огни, в темное – дополнительно обе световые отмашки подать сигнал бедствия;

— принять все  меры к установлению связи и оповещению диспетчерской службы бассейнового органа государственного управления на внутреннем водном транспорте и других судов о происшествии с передачей максимально возможной информации о нападающих (место судна, количества плавсредств нападающих, количество нападающих, их вооружении, требования и т.д.) и поддерживать ее как можно дольше —  до высадки нападающих на судно и предъявлении ими требования и выполнить все требования лиц, захвативших судно по возможности выяснить намерения захватчиков и заверить, что все их требования будут выполнены;

— исключить все попытки членов экипажа или пассажиров, которые могут спровоцировать захватчиков к более жестким действиям,  имея в виду, что самое главное – это сохранение жизни пассажиров и экипажа судна;

— при требовании установления канала связи с представителями власти, принять все меры к скорейшему установлению такого канала.

При утверждении инструкции и включении ее в расписание по тревогам  лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности транспортного средства не назначается, т. к. за тс отвечает капитан.

Принятие данной поправки не будет противоречить нормам, установленным федеральным законом и определит обязанности каждого члена экипажа по его действиям в случае угрозы незаконного вмешательства, также отпадает необходимость в обязательном обучении и аттестации членов экипажей транспортных средств и значительно снизит расходы субъектов инфраструктуры при  одновременном выполнении требований федерального закона.

  1. Федеральным законом №24-ФЗ от 07.03.2001г. «Кодекс внутреннего водного транспорта» (статья 34.1) предусмотрено что ответственность за разработку и применение системы управления безопасностью судов в соответствии с правилами разработки и применения системы управления безопасностью утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области транспорта возлагается на судовладельца, который должен иметь документ о соответствии разработанной и применяемой им системы управления безопасностью, выданный судовладельцу организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, после проверки выполнения судовладельцем требований указанных выше правил. Таким органом на внутреннем водном транспорте является Российский Речной Регистр, который осуществляет освидетельствование судов в процессе их постройки, эксплуатации, наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов.

Наряду с этим, надзор за обеспечением безопасности судоходства судоходными компаниями осуществляют структуры Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Портовый контроль созданными службами капитана бассейна полностью дублируют функции Ространснадзора и Российского Речного Регистра.

Решение должно соответствовать  требованию механизма «регуляторной гильотины»,  предусматривающего принцип одного контролирующего органа:  в отношении одного обязательного требования государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль может осуществляться только одним контрольно-надзорным органом в рамках только одного вида контроля (надзора).

  1. Федеральным законом №117 от 21.07.1997г. (в редакции от 29.07.2018 №271-ФЗ) «О безопасности гидротехнических сооружений и проекте Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений», разработанный Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в статье 3 Основные понятия «причалы и портовые причальные сооружения» не упоминаются.  Следовательно на них не распространяются понятия и требования этих законов.

Вместе с тем, Постановлением Правительства №986 от 2 ноября 2013 года гидротехническим сооружениям речных портов утверждены критерии классификации и присвоен III – IV  класс в зависимости от грузооборота (условных тонн) и пассажиропотока (условных пассажиров). Также Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 года №623 утвержден Технический регламент О безопасности объектов внутреннего водного транспорта которым к объектам регулирования отнесены причалы и портовые причальные сооружения. Основным требованием к причалам и портовым сооружениям относятся:  разработка и ведение паспорта (технического паспорта) сооружения, установление и соблюдение режима эксплуатации, введение технического контроля, своевременное проведение ремонтно-восстановительных мероприятий, разработка и соблюдение инструкций и других документов, обеспечивающих безопасную эксплуатацию объектов регулирования.

Режим эксплуатации причала и причального сооружения устанавливает аккредитованная испытательная лаборатория (центр). В техническом регламенте впервые предусматривается составление декларации соответствия причала или причального сооружения требованиям настоящего регламента. Представляется это требования излишним и не влияющим на безопасность эксплуатации сооружения, учитывая, что в регламенте предусмотрено, что  идентификацию объектов внутреннего водного транспорта и связанной с ним инфраструктуры (причалы и причальные сооружения) проводят:

— аккредитованные в установленном порядке испытательные лаборатории (центры);

— уполномоченные федеральные органы исполнительной власти при осуществлении контрольно-надзорных функций в пределах их компетенции.

Предлагается в рамках «регуляторной гильотины»  исключить требование по составлению декларации соответствия техническому регламенту, исключить из Постановления Правительства РФ №986 от 2ноября 2013 года «О классификации гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения речных портов. Многолетняя практика по эксплуатации гидротехнических сооружений в речных портах показывает, что система контроля аккредитованными лабораториями (центрами) и органами Ространснадзора соответствует в достаточной мере требованиям технического регламента.

Отменить действие Приказа Министерства транспорта Российской Федерации №224 от 3 августа 2016 года «Об утверждении формы акта преддекларационного обследования судоходных и портовых гидротехнических сооружений, составленного участниками обследования»