Предложения Ассоциации портов по реализации механизма «регуляторной гильотины» в области эксплуатации гидротехнических сооружений
В соответствии с решением заседания рабочей группы по реализации механизма «регуляторной гильотины» в области эксплуатации гидротехнических сооружений, которое состоялось 30 сентября 2019 года, Ассоциацией направлены материалы на имя Руководителя Ространснадзора.
Пояснительная записка к таблице 1
Федеральным законом №117 от 21.07.1997г. (в редакции от 29.07.2018 №271-ФЗ) «О безопасности гидротехнических сооружений и проекте Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений», разработанный Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в статье 3 Основные понятия «причалы и портовые причальные сооружения» не упоминаются. Следовательно на них не распространяются понятия и требования этих законов.
Вместе с тем, Постановлением Правительства №986 от 2 ноября 2013 года гидротехническим сооружениям речных портов утверждены критерии классификации и присвоен III – IV класс в зависимости от грузооборота (условных тонн) и пассажиропотока (условных пассажиров). Также Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 года №623 утвержден Технический регламент О безопасности объектов внутреннего водного транспорта которым к объектам регулирования отнесены причалы и портовые причальные сооружения. Основным требованием к причалам и портовым сооружениям относятся: разработка и ведение паспорта (технического паспорта) сооружения, установление и соблюдение режима эксплуатации, введение технического контроля, своевременное проведение ремонтно-восстановительных мероприятий, разработка и соблюдение инструкций и других документов, обеспечивающих безопасную эксплуатацию объектов регулирования.
Режим эксплуатации причала и причального сооружения устанавливает аккредитованная испытательная лаборатория (центр). В техническом регламенте впервые предусматривается составление декларации соответствия причала или причального сооружения требованиям настоящего регламента. Представляется это требования излишним и не влияющим на безопасность эксплуатации сооружения, учитывая, что в регламенте предусмотрено, что идентификацию объектов внутреннего водного транспорта и связанной с ним инфраструктуры (причалы и причальные сооружения) проводят:
— аккредитованные в установленном порядке испытательные лаборатории (центры);
— уполномоченные федеральные органы исполнительной власти при осуществлении контрольно-надзорных функций в пределах их компетенции.
Предлагается в рамках «регуляторной гильотины» исключить требование по составлению декларации соответствия техническому регламенту, исключить из Постановления Правительства РФ №986 от 2ноября 2013 года «О классификации гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения речных портов. Многолетняя практика по эксплуатации гидротехнических сооружений в речных портах показывает, что система контроля аккредитованными лабораториями (центрами) и органами Ространснадзора соответствует в достаточной мере требованиям технического регламента.
Отменить действие Приказа Министерства транспорта Российской Федерации №224 от 3 августа 2016 года «Об утверждении формы акта преддекларационного обследования судоходных и портовых гидротехнических сооружений, составленного участниками обследования»
Таблица 1
Основные положения Федерального закона №117 от 21.07.1997г.,
Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта
(Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 года №623)
Постановление Правительства от 2 ноября 2013 года №986 «О классификации гидротехнических сооружений»
№
п/п |
Федеральный закон №117 от 21.07.1997г. | Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта
(Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 года №623)
|
Постановление Правительства от 2 ноября 2013 года №986 «О классификации гидротехнических сооружений»
|
1 | Гидротехнические сооружения — плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники | Подпункт В пункта 5 Технического регламента: причалы и портовые причальные сооружения | |
2 | Правительство РФ разрабатывает и реализует государственную политику в области безопасности гидротехнических сооружений, устанавливает порядок осуществления федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, устанавливает критерии классификации гидротехнических сооружений (в ред. Федерального закона от 30.07.2016г. №255-ФЗ, определяет федеральные органы исполнительной власти, устанавливающие требования к содержанию правил эксплуатации гидротехнических сооружений.
|
п. 443. Обеспечение безопасности эксплуатации объектов регулирования, указанных в абзацах четвертом и пятом подпункта «в» пункта 5 настоящего технического регламента, должно осуществляться на основе выполнения следующих общих требований:
а) разработка и ведение паспорта (технического паспорта) объекта регулирования; б) установление и соблюдение режима эксплуатации с учетом вероятности возникновения затрудняющих производство работ неблагоприятных и опасных гидрометеорологических явлений, изменения режима или их прекращения при получении штормового предупреждения (только для причалов и причальных сооружений); в) ведение технического контроля за объектом регулирования; г) своевременное проведение в необходимых объемах ремонтно-восстановительных мероприятий; д) разработка и соблюдение эксплуатирующей организацией инструкций и других документов, обеспечивающих безопасную эксплуатацию объекта регулирования;
|
|
3 | Статья 7 сведения о гидротехническом сооружении вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений. При внесении в Регистр сведений о гидротехническом сооружении ему присваивается один из следующих классов:
I класс — гидротехническое сооружение чрезвычайно высокой опасности; II класс – высокой опасности; III класс – средний опасности; IV класс – низкой опасности.
|
|
|
4 | Декларация безопасности гидротехнического сооружения — документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения и определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса.
Статья 10. Собственник гидротехнического сооружения и или эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса.
|
446. Причал или причальное сооружение должны иметь паспорт (технический паспорт) сооружения. Причал или причальное сооружение могут использоваться только по назначению, указанному в паспорте (техническом паспорте) сооружения.
448. Объекты регулирования, не должны иметь износа, который бы препятствовал их безопасной эксплуатации. 450. Изменение режима эксплуатации причала и причального сооружения осуществляет аккредитованная испытательная лаборатория (центр) после проведения их обследования. Сведения об изменении режима эксплуатации объекта регулирования помещаются в технический паспорт причала и причального сооружения. 453. Технический надзор за объектом регулирования осуществляется в течение всего периода эксплуатации сооружения в виде периодических осмотров сооружений, производимых эксплуатирующей организацией, очередных и внеочередных обследованиях причалов и причальных сооружений, производимых аккредитованной в установленном порядке испытательной лабораторией (центром). 455. Очередное обследование производится перед составлением декларации соответствия. Результаты обследования являются доказательной базой декларации соответствия. 505. Идентификацию объектов внутреннего водного транспорта и связанной с ним инфраструктуры (причалы и причальные сооружения) проводят: б) аккредитованные в установленном порядке испытательные лаборатории (центры); в) уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти при осуществлении контрольно-надзорных функций в пределах их компетенции. 518. Объекты регулирования, указанные в абзаце пятом подпункта «в» пункта 5 настоящего технического регламента, подлежат подтверждению соответствия требованиям настоящего технического регламента в форме декларирования соответствия на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра). 519. По результатам обследования аккредитованная испытательная лаборатория (центр) выдает документы, в которых указываются режимы безопасной эксплуатации и срок действия документов (период безопасной эксплуатации). Указанные документы являются доказательными материалами для принятия декларации о соответствии, полученными с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра). 520. По результатам обследования, проведенного аккредитованной испытательной лабораторией (центром), и на основе собственных доказательств соответствия заявитель составляет декларацию о соответствии причала или причального сооружения требованиям настоящего технического регламента.
|
1. Установить, что гидротехнические сооружения подразделяются на следующие классы:
I класс — гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности; II класс — гидротехнические сооружения высокой опасности; III класс — гидротехнические сооружения средней опасности; IV класс — гидротехнические сооружения низкой опасности. 2. Утвердить прилагаемые критерии классификации гидротехнических сооружений. 10. Гидротехнические сооружения речных портов при среднесуточном грузообороте (усл. тонн) и пассажирообороте (усл. пассажиров):
свыше 15000 усл. тонн и свыше
2000 усл. пассажиров (1 категория порта)
3501 — 15000 усл. тонн и 501 — 2000 усл. пассажиров (2 категория порта)
751 — 3500 усл. тонн и 201 — 500 усл. пассажиров (3 категория порта)
750 и менее усл. тонн и 200 и менее усл. пассажиров (4 категория порта)
|
5 | Статья 13 Проведение плановых проверок….:
— в отношении гидротехнических сооружений I и II класса – не чаще чем один раз в течении одного года; — в отношении гидротехнических сооружений III класса – не чаще чем один раз в течение трех лет; — в отношении гидротехнических сооружений IV класса – плановые проверки не проводится.
|
493. С целью обеспечения безопасности гидротехнические сооружения порта должны подвергаться техническому контролю, осуществляемому не реже одного раза в 5 лет.
|
|
6 | Статья 13 Федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее — органы государственного надзора) согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. | 524. Оценка соответствия объектов регулирования, на соответствие требованиям, установленным разделом V настоящего технического регламента, на стадии их обращения осуществляется в форме государственного контроля (надзора)
Федеральной службой по надзору в сфере транспорта. |