Ассоциация портов и судовладельцев речного транспорта направило на имя Заместителя Министра транспорта Российской Федерации руководителю Федерального агентства морского и речного транспорта  Олерскому Виктору Александровичу    Предложения по реализации поручений Президента Российской Федерации от 10 сентября 2016 года по итогам заседания президиума Госсовета по вопросу развития внутренних водных путей. Просим найти возможность рассмотреть эти предложения и провести специальное совещание по выполнению поручений.

Предложения

Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта
по реализации поручений Президента России от 10 сентября 2016 года по итогам заседания президиума Госсовета по вопросу развития внутренних водных путей.

 

Текст поручения

Предложения по реализации поручений

1

2

1 в) Обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, устанавливающих, что дополнительными основаниями использования водного объекта без заключения договора водопользования или принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование являются следующие случаи: пересадка пассажиров, перегрузки багажа и грузов, размещение и эксплуатация гидротехнических сооружений, предназначенных исключительно для прохода и стоянки судов;

 

Внести поправки к проекту федерального закона №848238-6 «О внесении изменений в статьи 11 и 16 Водного кодекса Российской Федерации».

1) пункт 2 части 1 статьи 11 изложить в редакции: «использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей, а также использования акватории водных объектов, в пределах которой расположены судоподъемные и судоремонтные сооружения, мосты, подводные переходы, трубопроводы, подводные линии связи и другие линейные объекты, за исключением объектов, указанных в пункте 1 части 3 настоящей статьи;».

2)пункт 1 части 3 статьи 11 изложить в редакции: «торгового мореплавания, судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, включая осуществление деятельности по погрузке (выгрузке) грузов и багажа, посадке (высадке) пассажиров, плавание маломерных, прогулочных и спортивных парусных судов, а также использование и эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта, объектов речного порта, судоходных гидротехнических сооружений, включая судоподъемные и судоремонтные сооружения, трубопроводы, подводные линии связи и другие линейные объекты, в случае если они являются объектами инфраструктуры морского порта, объектами речного порта, размещение и эксплуатация гидротехнических сооружений,  предназначенных исключительно для прохода и стоянки судов».

3) часть 2 статьи 16 изложить в редакции: «Договор водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, заключается по результатам аукциона в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также в случае, если имеется несколько претендентов на право заключения такого договора, за исключением случая, установленного пунктом 2.1. настоящей статьи».

4) статью 16 дополнить пунктом 2.1. следующего содержания: «2.1. Договор водопользования заключается без проведения аукциона с претендентом на право заключения такого договора, которому на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо на ином законном праве принадлежат судоподъемные и судоремонтные сооружения, мосты, подводные переходы, трубопроводы, подводные линии связи и другие линейные объекты, не относящиеся к объектам инфраструктуры морского порта, объектам речного порта».

1

2

г) установить критерии и порядок отнесения портовых гидротехнических сооружений, перегрузочных комплексов, причалов, служебных зданий и иного расположенного в портах имущества кобъектам, находящимся в удовлетворительном или неудовлетворительном состоянии, к объектам, востребованным или не востребованным в дальнейшем в качестве объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта, и представить предложения по упрощенному и ускоренному порядку вовлечения указанных объектов в хозяйственный оборот.

 

г) критериями неудовлетворительного состояния портовых гидротехнических сооружений являются:

запрещение их эксплуатации органами государственного надзора;

несоответствие гидротехнического сооружения техническому регламенту, «О безопасности объектов внутреннего водного транспорта» утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 года №623;

на основе заключения аккредитованной испытательной лаборатории (центра) или обоснованных доказательств собственника или эксплуатанта сооружения. Отнесение портовых гидротехнических сооружений, перегрузочных комплексов, причалов, служебных зданий и иного расположенного в портах имущества к объектам, находящимся в неудовлетворительном состоянии утверждается приказом органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере внутреннего водного транспорта. На основании приказа это имущество передается на безвозмездной основе в собственность эксплуатанта или других юридических лиц с обременением нового собственника восстановлением имущества до эксплуатационного состояния. В случае невостребованности  это имущество подлежит списанию. Востребованное имущество, находящееся в удовлетворительном состоянии, подлежит отчуждению из государственной собственности в пользу физических и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации статья 30_3 «Особенности приватизации объектов речных портов» Федерального закона от 21 декабря 2001 года №178-ФЗ. Для ускорения вовлечения указанных объектов в хозяйственный оборот необходимо разработать и внести в установленном порядке в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации проект поправок к Федеральному закону от 21 декабря 2001 года №178-ФЗ и от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (статья 8), предусматривающие приватизацию речных портов без проведения оценки по рыночной стоимости и с учетом износа за период их эксплуатации.

1). Часть 3 статьи 303 Закона о приватизации изложить в редакции: «Стоимость приватизируемого объекта речного порта определяется уполномоченным органом исполнительной власти, но не может быть выше стоимости, отраженной на забалансовом счете, за вычетом доначисленной амортизации с даты начала аренды (безвозмездного срочного пользования) на дату приватизации».

2). В законе об оценочной деятельности в Российской Федерации статью 8 после слов «Действие настоящей статьи не распространяется на отношения, возникающие:» дополнить абзацем: «при приватизации объектов инфраструктуры речных портов Российской Федерации».

1

2

д) рассмотреть вопрос о возможности повышения в период навигации стоимости перевозки навалочных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов железнодорожным и автомобильным транспортом на направлениях, где перевозка таких грузов может осуществляться внутренним водным транспортом.

 

д) при рассмотрении этого вопроса необходимо исходить из следующих подходов, ОАО «РЖД» в период навигации снижает тарифы на перевозку грузов, в первую очередь на перевозки нефтеналивных грузов в направлениях перевозки этих грузов речным транспортом. Желательно бы найти механизм, исключающий возможность снижения (демпинга) тарифов в летний период ОАО «РЖД». В общем объеме перевозок грузов речным транспортом до 70% составляют перевозки (навалочных) нерудных материалов. За последние годы предъявления этих грузов к перевозке речным транспортом значительно снизилось за счет переключения этих перевозок на автомобильный транспорт, несмотря на удорожания нерудных материалов, увеличения  транспортной составляющей в их цене и снижения их качества. Предприятия речного транспорта имеют возможности по поставке нерудных материалов хорошего качества собственной добычи на всем протяжении скоростной железной дороги Москва – Казань и автомагистралей Москва – Санкт-Петербург, Москва – Ростов на Дону и во всех речных бассейнах.

Постановлением расширенного заседания коллегии Минтранса России №2 от 9 июля 2009 года предусматривалось «обеспечить разработку заданий на проектирование объектов на автомобильных дорогах федерального значения, выполняющих требования о рассмотрении оптимальной схемы поставки строительных материалов с учетом перевозок речным транспортом». Постановление не выполнено. Предлагается:

1) поручить Федеральному дорожному агентству уточнить потребность предприятий дорожного хозяйства в строительных материалах и ускорить заключение договоров с предприятиями речного транспорта на поставку этих материалов в 2017-2020 годах.

2) Предприятиям дорожного хозяйства строго руководствоваться положениями   Федерального закона Российской Федерации от 21.02.1992г. №2395-1 (ред. от 29.12.2014г.) «О недрах» о порядке пользования недрами, предусматривающего пользование недрами только на основе представленных лицензий (статья 15), что позволит исключить хаотичное использование природных ресурсов (общераспространённых полезных ископаемых), и значительно сократить их перевозку к месту работ автомобильным транспортом, с переключением перевозок на внутренний водный транспорт.

ж) представить предложения: по упрощению визового режима для иностранных граждан – пассажиров речных круизных судов.

ж) разработать и утвердить нормативный акт, предусматривающий возможность безвизового пребывания на территории Российской Федерации иностранных туристов на период времени, необходимой для достижения места начала круиза, его проведения и покидания территории Российской Федерации после его окончания (при наличии ваучера на размещение на круизном судне на весь период круиза).

 

1

2

2. Правительственной комиссии по вопросам природопользования и охраны окружающей среды обеспечить координацию принятия решений о приоритете в использовании водных ресурсов организациями различных отраслей экономики.

 

2. С целью рационального использования ограниченных водных ресурсов европейской части Российской Федерации и более полного учета нужд судоходства:

1) усилить межведомственную координацию деятельности по регулированию режимов работы Рыбинского, Горьковского и Чебоксарского водохранилищ c рассмотрением на Правительственной комиссии по вопросам природопользования и охраны окружающей среды с участием представителей Минтранса России.

2) Внести изменения в Положение о разработке, согласовании и утверждении  правил использования водохранилищ, предусматривающие  установление режимов пропуска паводков, специальных попусков, наполнения и сработки водохранилищ с учетом потребности водных ресурсов для судоходства на предстоящие навигационные периоды.