По итогам совещания у Председателя Правительства Российской Федерации 12 апреля 2019 года «О ценообразовании на материалы и оборудование, используемые в строительном комплексе» Министерству транспорта России поручено с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать транспортную схему, направленную на своевременное обеспечение потребностей в материалах и оборудовании, используемых в целях реализации национальных проектов, с учетом необходимости повышения роли речного транспорта в данном вопросе  (срок – 1 июля 2019г.).

Этим же решением поручено проработать вопрос по созданию межрегиональных складских мощностей для межсезонного хранения материалов и оборудования в целях бесперебойного обеспечения потребностей дорожной и строительной отраслей в рамках реализации национальных проектов; Минпророды России представить предложения о создании и функционировании дополнительных карьеров, предназначенных для бесперебойного обеспечения нерудными материалами дорожной и строительной отраслей в субъектах Российской Федерации.

Предприятия речного транспорта (речные порты) располагают необходимым оборудованием и складскими ресурсами для выполнения поставленных задач.

Речным транспортом из общего количества перевозимых грузов более 60 процентов составляют строительные грузы, в том числе 30 млн тонн собственной добычи.

Песок и гравий соответствуют всем стандартам качества и поставляются строителям во всех федеральных округах. Речные предприятия имеют лицензии на добычу нерудных строительных материалов, разрабатывают проекты по организации и технологии работ, имеют необходимые согласования со структурами Минприроды, администрациями водных бассейнов Росморречфлота и Министерства транспорта и при этом не выдерживают конкуренции со структурами, которые не имеют согласований, лицензий и оборудования для доведения качества материалов до стандартов и технических условий. От такого подхода страдает и качество автомобильных дорог. Речной песок, поставляемый речными предприятиями путем гидронамыва, проходит дважды через трубопроводы, при этом отсеиваются мелкие глинистые частицы, повышается модуль строительного материала.

Вместе с тем речной транспорт не выдерживает конкуренцию с поставщиками, которые добывают нерудные материалы из карьеров вдоль строящихся дорог, и доставляют их клиентам на тяжелых грузовиках, при этом наносится огромный экологический вред, разрушая только что построенные дороги.

Однако все перевешивает сиюминутная выгода в цене на материалы и речные предприятия проигрывают в конкурсах. Строители отчитываются за выполненную работу в километрах дороги, а за дальнейшее состояние дорог не несут ответственности. Пора узаконить при строительстве дорог систему жизненного цикла дороги, тем самым повысить ответственность и заинтересованность подрядчиков.

Необходимо существенно менять Закон №44-ФЗ от  5 апреля 2013 года  «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», исключив главное требование: наименьшая цена закупки, оказания услуг.

Потенциал речных портов по поставкам песка и гравия оценивается объемом более 100 млн тонн с  применением существующего оборудования. Порты также имеют складские площади для размещения и поставок материалов круглый год в объемах требуемых подрядчику (заказчику).

Сдерживающими факторами для увеличения поставок строительных материалов является некоторые законодательные ограничения. Пунктом 8 статьи 6 Федерального закона «Водный кодекс Российской Федерации» предусмотрен свободный доступ граждан для пользования береговой полосой водных объектов общего пользования, что не позволяет использовать береговую полосу для временного  складирования инертных материалов. Имеется отрицательный пример по привлечению транспортников к административной ответственности за нарушение этого требования.

Ассоциация портов и судовладельцев речного транспорта предлагает: исключить пункт 8 части 15 статьи 65 федерального закона Водный кодекс РФ, предусматривающего запрет на разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых в границах водоохранных зон.

Пункт 8 статьи 6 федерального закона Водный кодекс дополнить предложением: кроме береговой полосы используемой для судоходства, в том числе для погрузки (разгрузки) грузов и посадки (высадки пассажиров).