На речном транспорте страны сложилось критическое положение в связи с неконтролируемым ростом цен дизельного топлива, что ставит под угрозу осуществление перевозок грузов и пассажиров по законтрактованным обязательствам  транспортных предприятий. Средняя цена судового маловязкого топлива с учетом акциза и НДС в 2017 году составляла 36686 рублей за одну тонну, на 21.06.2018 г. – 53062 рубля. Рост стоимости произошел во всех субъектах Российской Федерации,  что превышает уровень цен 2017 года от 30 % до 60,0 %. При этом поставщики не исключают дальнейшего удорожания судового топлива. Топливная составляющая в себестоимости перевозок составляет от 30 до 45 процентов и резкое повышение цен на топливо снизит рентабельность судоходных компаний до 2 -3 процентов,  а  перевозки пассажиров и туристов будут убыточными. Так по итогам навигации 2018 г. судоходная компания «Мостурфлот» ожидает убыток в 100 млн. рублей, что приведет к банкротству предприятия.Общая численность  в компании  составляет 1200 человек, в т. числе 1070 работники плавсостава, т. е. дипломированные специалисты высокого уровня и квалификации.Компенсировать потери прибыли из-за роста стоимости топлива в 2018 году невозможно, так как цены продажи туров сформированы в 2017 году, в т. ч. и для иностранных туристов. Судоходные компании, осуществляющие перевозки пассажиров на городских и пригородных маршрутах дотируются из бюджетов субъектов Федерации и муниципалитетов на уровне нулевой рентабельности. При установившейся стоимости топлива все компании будут убыточными. Попытка увеличить тарифы на грузовых перевозках не дает положительного результата и приводит к снижению конкурентоспособности на рынке грузовых перевозок. Так у Томской судоходной компании по этой причине ожидается потеря 600 тысяч тонн высокотарифных грузов, что снизит рентабельность перевозок до 2,5%. Судоходная компания «Ока» в Нижегородской области вынуждена осуществлять перевозки грузов на грани нулевой рентабельности, что не позволит из-за отсутствия финансовых средств не только обновлять флот, но и обеспечивать текущее содержание.

Сложившаяся ситуация произошла по следующим причинам.

  1. Осуществление Правительством РФ налогового маневра в нефтяной отрасли, заключающегося в поэтапном снижении экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты.
  2. Значительный рост стоимости нефти и нефтепродуктов на мировых рынках.
  3. Ослабление контроля со стороны Федеральной антимонопольной службы за ценообразованием хозяйствующих субъектов на заправочных станциях. На внутренних водных путях осуществляют заправку судов компании, занимающие доминирующее положение на рынке.
  4. Значительное увеличение экспортных поставок нефти и нефтепродуктов, что создает дефицит их на внутреннем рынке и приводит к росту цен.

С целью сохранения речного транспорта, в первую очередь перевозок пассажиров, эффективности круизного бизнеса, чтобы  избежать массового банкротства предприятий необходимо принять возможные меры государственной поддержки.

  1. Принять решение Правительством РФ о повышении экспортной пошлины на дизтопливо, что позволит выровнять экспортные цены на топливо с внутренними ценами, определяемыми на бирже, и будет стимулировать нефтяные компании по увеличению поставок топлива на внутренний рынок.
  2. Ввести возвратную систему акциза для судоходных компаний речного транспорта, по аналогии с судовым маловязким топливом на дизельное топливо, так как дизельное топливо имеет более низкое содержание серы и подходит под ужесточающиеся экономические стандарты.
  3. Рассмотреть возможность компенсации судоходным компаниям речного транспорта потерь от роста цен на топливо.
  4. Федеральной антимонопольной службе проверить компании, осуществляющие бункеровку судов в речных бассейнах на предмет обоснованного повышения цен на бункерное топливо в мае-июле месяцах текущего года.
  5. Принять решение о стабилизации оптовых цен при реализации моторного топлива для судов.

Реализация предлагаемых мероприятий позволит повысить конкурентоспособность водного транспорта  и будет стимулировать переключение наволочных и других грузов на речной транспорт с других видов транспорта.